Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Концерт памяти Б. Х. Темирканова

5 апреля 2019 в Государственном музыкальном театре прошел вечер памяти Народного артиста Российской Федерации - Бориса Хатуевича Темирканова, который был главным дирижером и художественным руководителем Кабардино-Балкарской государственной филармонии последние 40 лет.

В этом зале собрались друзья, родственники, почитатели его таланта, чтобы вспомнить человека, личность которого нам безмерно дорога. Вечер прошел в атмосфере светлой печали. Ведь как известно, сам Борис Хатуевич всегда был человеком оптимистичным и жизнерадостным. Тем более, что концерт прошел накануне его дня рождения, 6 апреля ему исполнилось бы 82 года…

Итак, за эти годы, благодаря активной и яркой творческой деятельности, ему, безусловно, удалось превратить Нальчик в одну из первых музыкальных столиц Северного Кавказа. У оркестра появилась своя слушательская аудитория, и концерты классической музыки под руководством маэстро Бориса Темирканова стали традиционными и жизненно необходимыми. Регулярными в Нальчике стали и фестивали музыкального искусства, посвященные выдающемуся дирижеру современности Юрию Темирканову.

Путь к такой музыкальной стабильности был непростым и нелегким. Вспомним 90-е годы, когда оркестр остался без репетиционного зала и практически без условий для дальнейшей работы. Все эти проблемы удалось преодолеть благодаря такой личности как Борис Темирканов.

Да, конечно, в то время во главе республики была яркая политическая фигура – Валерий Мухамедович Коков. Его колоссальную поддержку и помощь сложно переоценить. Так, оркестр постепенно стал набирать силы: увеличился его штат, появились новые инструменты и более достойная зарплата у музыкантов филармонии…

Награды Бориса Хатуевича впечатляют: Народный артист России, Заслуженный артист РСФСР, Народный артист нашей Республики, лауреат Государственной премии КБР. Долгие годы он возглавлял Кабардино-Балкарское региональное отделение Общественной организации «Союз композиторов России». Являлся членом Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики, входил в состав комиссии по культуре и СМИ. В самые трудные 90-е годы Борис Темирканов занимал пост Министра культуры нашей республики. За вклад в пропаганду национального искусства Калмыкии ему присвоено звание Народного артиста Калмыцкой Республики, обладатель Ордена «Русь Державная» 2003г, кавалер ордена Дружбы народов. А к 80-летию, 6 апреля 2017 г. Борису Хатуевичу вручили особенный орден − «За выдающиеся заслуги в развитии музыкального искусства Кабардино-Балкарии».  В 2018 году являлся доверенным лицом кандидата на пост президента РФ Владимира Путина.

Эти награды освещают полувековой труд, отмеченный не только успехами, но и множеством административных забот, преодолений, ответственности за уровень художественной жизни и музыкального образования в республике, и безусловно это ответственность за судьбы коллег.

И наверно вполне закономерным итогом большой общественной и творческой деятельности, заслуженным увековечиванием его памяти стал Указ Главы нашей республики от Пятого декабря 2018 г. присвоить Кабардино-Балкарской государственной филармонии имя Бориса Хатуевича Темирканова. 

Творческий путь Бориса Хатуевича Темирканова, его профессиональный и нравственный облик предопределен принадлежностью к знаменитому роду, чья роль в культуре Кабардино-Балкарии, Кавказа, России особенно значительна и неоспорима. Известно, что в формировании каждого музыканта, помимо врожденных способностей, таланта огромную роль играет духовная атмосфера семьи и круг общения. А сейчас хочется вспомнить о детстве и юности будущего музыканта…Борис Хатуевич родился в традиционной и очень счастливой кабардинской семье, где было четверо детей – три брата и сестра, мама – Блина Питуевна и отец – Хату Сагидович. О нем хочется сказать особо. Это был видный деятель в политической и культурной жизни Кабардино-Балкарии. Как один из высокообразованных представителей кабардинской интеллигенции того времени, глава семьи Хату Сагидович – возглавил первый вуз республики – Педагогический институт, практически создавший его от начала строительства в Нальчике. Ныне это современный Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова, где с 2016 года открылся Центр культуры имени Хату Сагидовича Темирканова. 

В годы Великой Отечественной войны Хату Сагидович занимал должность начальника управления культуры и встречал прибывших в эвакуацию, в Нальчик выдающихся деятелей советского искусства, среди которых были композиторы Прокофьев и Мясковский. Находясь в нашей республике, при содействии Хату Темирканова они написали произведения на основе фольклора кабардинцев и балкарцев. Сергей Прокофьев создал свой знаменитый 2 струнный квартет, получивший название «Кабардинский», а Николай Мясковский – симфонию-сюиту №23 на основе мелодий народов Северного Кавказа.

В 1942 году Хату Сагидович погиб в партизанском отряде, действовавшим на территории нашей республики (он был расстрелян как коммунист).

Оставшись без кормильца, семья Темиркановых с трудом выживала в военное и послевоенное время. Теперь главой семьи становится мама, которая работает не покладая рук, а все дети ей старательно помогают.

А ведь Блина была первая красавица в селении Псыгансу, замечательная гармонистка, очень приветливая и жизнелюбивая. Больше всего она радовалась успехам своих детей. Скорее всего, теплые воспоминания из детства вызвали желание композитора писать для национальной гармоники. А как мы знаем, Борис Хатуевич является автором первых оригинальных сочинений для кабардинской гармоники и симфонического оркестра. «Вариации для национальной гармоники и симфонического оркестра» Б. Темирканова украсили музыкальную программу этого вечера (солистка Заслуженная артистка КБР Мадина Каширгова).

У каждого человека есть своя биография, своя судьба… История о том, как стали заниматься музыкой Борис и Юрий Темиркановы, известна многим. Она необычна и поучительна… Просто два маленьких мальчика, еще подростки, любили слушать концерты духового оркестра, которые каждый вечер проходили на улице Кабардинской. Однажды ребята гуляли во дворе после школы, а мимо них проходил взрослый мужчина со скрипкой в футляре. Это был известный в республике скрипач, оркестрант филармонии и преподаватель ДМШ Дашков Валерий Федерович. Обратив внимание на детей, он предложил им прийти в музыкальную школу для обучения на струнных инструментах. Дети прислушались к словам старшего человека, хотя ничего толком и не поняли, и в этой ситуации, вероятнее всего, проявилась исконно адыгская черта детского характера – культура послушания.

Так начались годы учебы в Первой и тогда единственной в республике музыкальной школе. Борис, по совету педагогов, стал обучаться игре на виолончели, а Юрий – на скрипке.

В это сложное послевоенное время и труднее всего было детям. Постепенно братья втянулись в учебу, и музыка стала их будущей профессией. Вскоре Борис поступил в музыкальное училище в Орджоникидзе. Его педагогом по специальности был известный в Осетии виолончелист Сергей Михайлович Хуциев. А Юрий в 13-летнем возрасте уезжает в Ленинград, где продолжает свое образование в школе-десятилетке при консерватории. Годы обучения в разных городах России были настоящим испытанием для братьев. Но, какое бы расстояние их не разделяло, они всегда тесно общались и никогда не расставались по жизни. 

Говоря о юности Бориса и Юрия Темиркановых, невозможно не упомянуть имя одного человека, который сыграл большую роль в жизни и музыкальном воспитании братьев – это известный в республике музыкант, фольклорист, дирижер, композитор и педагог Трувор Карлович Шейблер…

По окончании музучилища Борис Хатуевич уезжает в город Саратов, где поступает в консерваторию. Здесь он продолжает совершенствовать свое исполнительское мастерство и, возможно, именно любовь к родной земле, тоска по родине вызвали к жизни первые опусы для виолончели, в которых отразилась национальная мелодика и все возрастающее искусство виртуозности.  В программе вечера звучала «Токката для виолончели и симфонического оркестра» Б. Темирканова (солист лауреат международных конкурсов Тимур Колодяжный). Эта пьеса была издана в сборнике нот современных советских композиторов, по достоинству оценена и включена в личный репертуар Мстислава Ростроповича.

В жизни братьев Бориса и Юрия Темиркановых – значительную роль сыграл старший брат Владимир – по существу заменивший им отца. Он был художником по профессии, окончил Саратовское художественное училище им. А. П. Боголюбова и впоследствии, на протяжении многих лет возглавлял республиканский Союз художников. Заслуженный работник культуры КБР Владимир Хатуевич Темирканов долгое время работал директором Художественного фонда КБР. Он был очень добрым, мягким, отзывчивым и общительным человеком. В сущности, все годы, пока учились его братья, он морально и материально поддерживал всю семью. (звучит оркестр) В ноябре 2004 года Владимир Хатуевич после болезни ушел из жизни.

В саратовской консерватории сложилась и личная жизнь Бориса Темирканова. В Нальчик он вернулся со своей супругой – Юлией, пианисткой по профессии. Многие годы она руководила фортепианным отделением Колледжа культуры и искусств. У них две прекрасные дочери – Ирина и Эльмира. Они пошли по стопам родителей, окончив Санкт-Петербургскую консерваторию, избрали музыку своей профессией: Ирина – пианистка, Эльмира – скрипачка.

По возвращению домой, у Бориса Хатуевича начинается интенсивна творческая жизнь. Сначала в оркестре филармонии в качестве виолончелиста и почти одновременно он начал увлекаться композицией и дирижированием.

Решение Бориса Темирканова посвятить себя дирижерскому искусству приходило постепенно. Чем больше молодой музыкант познавал таинства музыки, тем более отчетливой была мечта о дирижерской палочке. Творческое сотрудничество с разными оркестрами в годы обучения, общение с видными музыкантами того периода сыграли важную роль в принятии твердого решения – стать дирижером. Уже в 1972 году он был назначен на должность дирижера оркестра театра. 

С 1976 года в течении двух лет он стажировался в одном из театров Ленинграда – МАЛЕГОТе, ныне Государственный театр оперы и балета им.Мусоргского, где дирижировал самыми известными постановками: это балеты французских композиторов Адольфа Адана «Жизель» и «Коппелия» композитора Лео Делиба, балет Дмитрия Шостаковича «Барышня и хулиган», а также новаторская опера Глюка «Ифигения в Тавриде» и знаменитый мюзикл американского композитора Митча Ли «Человек из Ла Манчи».

Были предложения остаться в Ленинграде в качестве дирижера в театре, но Борис Хатуевич вернулся в Нальчик и продолжил дирижерскую деятельность в музыкальном театре, где ставил как классические оперы и оперетты, так и произведения национальных композиторов.

Еще в студенческие годы Борис Темирканов делал первые пробы в области сочинения музыки. В основном, это были камерные произведения, например, Фантазия-экспромт для струнного квартета (1962), Токката для виолончели и фортепиано (1966). В последствии, в академических жанрах, композитора стали притягивать более масштабные опусы. Им написаны: - Сюита для виолончели с оркестром в 3х частях (1967)     

- Каприччио для симфонического оркестра (1968)

- «Эхо гор» (1969) − для хора и оркестра (сл. Б. Темирканова),

- «Горский танец» (1970) для хора и симфонического оркестра (сл. Кайсына Кулиева),

В 80-е годы появились более крупные произведения:

- Кантата «Триптих эпохи» (1982) (сл. Инны Кашежевой)

- Сюита для симфонического оркестра в 3х частях (1983)

- Вариации для симфонического оркестра (1984)

а также целый ряд песен.

Большой популярностью у слушателей пользуется его «Лирическая» песня для сопрано и симфонического оркестра на стихи Зубера Тхагазитова. Эту песню исполнила Заслуженная артистка КБР Мадина Мамбетова.

О своей композиторской деятельности сам Борис Хатуевич говорил с некоторой снисходительностью, объясняя появление своих скромных сочинений-опусов желанием выразить свое отношение к национальной музыке кабардинцев и балкарцев. На самом деле его виртуозные пьесы для виолончели и фортепиано, а также оркестровые фантазии на основе национального фольклора внесли достойный вклад в нашу профессиональную музыкальную культуру.

Б. Темирканов Танец для виолончели и симфонического оркестра «Пшыналъэ». Солист лауреат международных конкурсов Тимур Колодяжный.

1978 год стал поворотным в судьбе Бориса Темирканова. Его назначили главным дирижером и художественным руководителем Кабардино-Балкарской гос филармонии. И за эти годы было исполнено огромное количество произведений в разных жанрах: увертюры, симфонии, концерты, музыкальные сочинения наших национальных композиторов.

Утонченный художественный вкус, умение раскрыть содержание и форму музыкального произведения превращали концерты под управлением Бориса Темирканова в завораживающее действо. К тому же Борис Темирканов обладал необыкновенно подкупающим артистизмом, сценическим обаянием, что безусловно настраивало атмосферу музыкального вечера на теплый доброжелательный лад. Он мог своим вдохновением зажечь артистов, направить заряд положительных эмоций, подпитать и раскрыть лучшие исполнительские качества оркестра.

Конечно, у каждого дирижера есть свои музыкальные пристрастия: любимые композиторы, сочинения, которые чаще включаются в программы концертов. И для Бориса Хатуевича тоже существовали такие композиторы. Бесспорно, это Бах, Гайнд, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Мендельсон, Григ, Россини, Вебер, Штраус, Глинка, Чайковский, Даргомыжский и многие другие. Одним из самых любимых сочинений Бориса Темирканова была Вторая симфония Рахманинова. И в программе вечера звучала третья часть Второй симфонии С. Рахманинова.

Профессия дирижера в музыкальном мире одна из самых сложных и загадочных. Дирижерский жезл, дирижерская палочка, мануальное дирижирование…Из века в век что-то меняется, но остается вечным и неизменным искусство музыки, а потому, я думаю, быть хорошим музыкантом будет всегда престижно.

Вероятно, нельзя, да и невозможно в одном вечере пересказать все то, что сделал за свою творческую жизнь Борис Хатуевич Темирканов, но все же с уверенностью мы говорим, что он весьма неординарный человек. Сегодня особенно хочется отметить его удивительное отношение к своей матери, к которой он проявлял особое почтение и любовь, всегда говорил трогательно и тепло. И она отвечала ему такой же благодарностью. Любила дом, который построил Борис Хатуевич, сад, который он вырастил. А может быть жизнь в этом замечательном доме напоминала Блине Питуевне о ее юности. 

Можно много слов сказать о его теплом и бережном отношении к сестре Евгении и к членам ее семьи. Племянники пошли по стопам великого дяди: Геннадий Жанович – Народный художник КБР уже долгие годы возглавляет «Союз художников» нашей республики. Петр Жанович – виолончелист, музыкант, дирижер нашего оркестра, худ.руководитель ансамбля «Камерата». 

К 60-летию симфонического оркестра маэстро и целый ряд музыкантов давали интервью в Кабардино-Балкарской правде. Корреспондент газеты спросил у Бориса Хатуевича: «А что вы любите кроме музыки? Какие у вас увлечения?», на что дирижер ответил, что у него много разных увлечений, но главное – «созерцать красивое». И это действительно так - любовь к природе, жизни, детям, окружающему миру.

Все мы помним внешний облик Бориса Хатуевича Темирканова. Это была сложная личность, в которой уживались одновременно и простота, и какая-то особая изысканность, и даже некая магия артистичности. Его обаяние, изысканность и элегантность покоряли окружающих. А сдержанная манера поведения, безупречная осанка, пунктуальность, тактичность, строгость и даже педантичность – эти черты характера органично сочетались с его профессией и даже помогали ему в жизни. Борис Хатуевич ушел из жизни 25 октября 2018 года. Его личным пожеланием и по сути прощанием с любимой профессией было исполнить 2-ю часть 7 симфонии Людвига Ван Бетховена. Исполнение этого сочинения на концерте 5 апреля 2019 завершило творческий путь маэстро Бориса Темирканова. 

Честь, Достоинство, Преданное служение любимому делу, Благородство, Мудрость, Скромность – об этих качествах написала в своей статье однокурсница Бориса Хатуевича Татьяна Кан. Из подробного описания жизни и творчества дирижера ясно угадывается смысл самого названия этой работы, которое безусловно впечатляет точностью определения. Статья называется «Рыцари музыкальной культуры Кавказа». Мы искренне верим, что в истории искусства настоящим Рыцарем музыкальной культуры навсегда останется Борис Хатуевич Темирканов.

Нам всем увы очень не хватает этого человека, этого артиста сегодня… и тут кажется уместно вспомнить строки Василия Жуковского:

О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет;

Но с благодарностию: были.