Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Новогодний Сюрприз

Новогодний концерт симфонического оркестра.  В программе: Иоганн Штраус Эмиль Вальдтейфель Жак Оффенбах. Дирижер: гл.дирижер. Заслуженный артист РФ Петр Темирканов

9 декабря 2022 Симф оркестр ККИ Большой зал

Открытие Декабрьских вечеров ККИ СКГИИ (53мин чистого времени)

Программа:

1 Э. Вальдейфель Вальс Эстудиантина

2 И. Штраус Вечное движение

3 Э. Вальдейфель Вальс Конькобежцы

4 И. Штраус полька Трик трак

5 И. Штраус Вальс На прекрасном Голубом Дунае

6 И. Штраус полька Гром и молнии

7 И. Штраус полька Анна

8 Ж. Оффенбах Увертюра к оперетте Орфей в аду

9 И. Штраус отец марш Радецкого

Добрый вечер, дорогие слушатели! Сегодня двери этого зала гостеприимно распахнулись, встречая всех желающих окунуться в прекрасный мир – мир музыки. Вас приветствует симфонический оркестр КБ госфилармонии им.Б.Х.Темирканова. Наша встреча не случайно проходит в декабре месяце, сегодня торжественное открытие концертного сезона 2022 «Декабрьские вечера».

40 лет назад, впервые был проведен фестиваль «Декабрьские вечера» по инициативе Святослава Рихтера. Будучи выдающимся музыкантом и человеком энциклопедических знаний, Рихтер задал очень высокую идейную и художественную планку. Имя Рихтера привлекало к участию в фестивале артистов первоклассного уровня, великих деятелей отечественной и зарубежной классической эстрады, каждый из которых – украшение исполнительского искусства. Этот фестиваль уже стал легендой и «визитной карточкой» государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, где по сей день проходит бесконечный круговорот творческих событий в декабре.

Добрую традицию проведения «Декабрьских вечеров» подхватили в нашем родном колледже, слово для приветствия и торжественного открытия предоставляется Директору ККИ Шарибову Валерию Хабаловичу.

Благодарим за теплые слова, дай бог, чтобы эта концертная зимняя сказка длилась как можно дольше.

1 Э. Вальдейфель Вальс Эстудиантина

Открывает нашу встречу, вальс известного французского композитора, и этот номер является музыкальным приветствием для всех и особенно для студентов. Вальсы Вальдтейфеля представляли собой смешение мелодических элементов немецких, французских и испанских вальсов. Собственно этим объясняется его умение органично вплетать в музыкальную ткань различные мелодии. И самым ярким примером того является вальс «Эстудиантина» в средней части которого вы услышите мелодию знаменитой русской песни «Мой костер в тумане светит».

 

2 И. Штраус скерцо Вечное движение

Австрия подарила миру немало великих композиторов, и одним из которых является Иоганн Штраус. Он написал множество великолепных вальсов, прославивших его на весь мир. Творчество Штрауса обеспечило ему место в мировой истории музыки, и его имя вряд ли когда-нибудь забудут. Во все времена симфонии, оратории, опера считались благородными жанрами, значительно расширил этот список и включил жанр танцевальной музыки признанный «Король вальса» И. Штраус. Выдающийся композитор, автор популярных оперетт сумел поднять танцевальную музыку на новые симфонические высоты. Являясь основателем венского вальса, он написал такие обаятельные музыкальные «жемчужины», которые никогда не утратят своей притягательности. Благодаря фантастическому трудолюбию Штрауса, вальс вышел далеко за пределы 19века и стал неотъемлемой частью современной музыкальной жизни. Могла ли быть менее блестящей карьера музыканта, получившего столь успешный старт? Подробнее разберем в ходе концерта. Сейчас вы услышите знаменитое скерцо 2 И. Штраус скерцо Вечное движение.

3 Э. Вальдейфель Вальс Конькобежцы

Вальсы Вальдтейфеля в какой то мере соперничали с вальсами Штрауса , оба композитора эпохи романтизма прославились в жанре танцевальной музыки. Но вот как интересно сложилась судьба французского маэстро. Эмиль Вальдтейфель (1837-1915) – концертирующий пианист и дирижер, в очередной раз выступал, и в этот вечер в зале его слушал сам Принц Уэльский, который высоко оценил мастерство композитора и пригласил его в Лондон для записи своих сочинений. Благодаря этому счастливому случаю Эмиль Вальдтейфель завоевал всемирную известность, вот уж что называется оказался в нужное время в нужном месте. Успех первых вальсов побудил автора к созданию исключительно танцевальной музыки. Творческое наследие композитора насчитывает около 250 вальсов, многие из которых прочно вошли в современную жизнь. Мелодия вальса «Бриллиантовый дождь» долгие годы была музыкальной заставкой на советском радио. Чрезвычайно популярны стали вальсы «Радость и горе», «Долорес», «Сирены». Вальс «Конькобежцы» является и сегодня музыкальной темой в ряде видеоигр. А как мы знаем, это весьма популярное занятие среди подростков, так пусть и таким образом приобщаются к хорошей музыке. 

 

4 И. Штраус полька Трик трак

И вновь сочинения И. Штрауса – непревзойденного мастера танцевальной музыки.

Не секрет, что не менее знаменитый отец композитора, и кстати говоря его полный тёзка, был против музыкального воспитания сына. По иронии судьбы все трое стали музыкантами. Юный Иоганн в тайне от отца занимался на скрипке, в 6-ти летнем возрасте провел пробу пера и под грифом «дважды секретно» хранился его первый вальс, рано начал гастролировать и как это не удивительно популярность молодого Штрауса стремительно росла. В конце концов он создал здоровую конкуренцию своему знаменитому отцу. Дело в том, что в середине 19 столетия чрезвычайно популярны были выступления Иоганна Штрауса-ст со своим оркестром. А к 70-м гг на пике славы оказался Штраус-мл, который выступал на всех балах уже со своим оркестром. Это была наивысшая карьерная точка. Далее вы услышите польку Трик-трак И. Штрауса , которая получила огромный успех. Публика была поражена и на премьере ее наградили ураганной овацией. Танцевальные сочинения такой свежести, такой юмористической расцветки, такой пикантной инструментовки давно не будоражило сердца слушателей. И появление польки стало истинным наслаждением для искушенного зрителя. Ошеломительный успех побудил нотное издательство в спешном порядке – уже через 4 дня после премьеры выпустить фортепианное переложение. Тираж был буквально сметен с прилавков, собственно как и несколько последующих репринтов.

5 И. Штраус Вальс На прекрасном Голубом Дунае

В биографии гениального композитора есть особый период, связанный с Россией. С 1856 года он открывает 11 концертных сезонов. Становятся традиционными его летние выступления на Павловском вокзале. В газетах писали, что в день его концерта всегда был полный аншлаг. Многочисленные поклонницы скупали кольца и броши с изображением маэстро, букеты цветов в то время носили название вальсов Штрауса, а после концертов сцена превращалась в цветочную оранжерею. Словом, везде и всюду его сопровождали улыбки, овации и восторг. Штраус готов был отказываться от выгодных контрактов, только бы задержаться в России, чтобы снова и снова окунуться в колдовство белых петербургских ночей, бродить по тропинкам маленького живописного Павловска. Однажды после концерта композитор увидел букет белых роз с открыткой «Мэтру в знак восхищения от незнакомки». Обычно он спокойно реагировал на подобные жесты поклонниц. Но в этот раз все было иначе, вскоре они познакомились и Штраус понял, что главный подарок России – эта милая девушка, с тонкими чертами лица. Ей оказалась Ольга Смирнитская, она и сама сочиняла музыку, один из своих романсов посвятила Иоганну. А в конце сезона 1858 года просила исполнить ее романсы в Павловске. Штраус позднее даже оркестровал ее утерянные сочинения - Полька, Мазурка, и дошедший до наших дней романс на стихи Кольцова «Так и рвется душа». И.Штраус пылающий искренним чувством любви не получил взаимности, а свое эмоциональное состояние отразил на пяти линейках нотного стана, словно изобрел тайнопись любовного языка – он создавал один шедевр за другим «Прощание с Петербургом», «Русская деревня», «Нева», «Петербургская кадриль», «Воспоминание о Павловске». И возможно, эти события стали причиной того что концертный тур в России оборвался и маэстро отправился в Америку. Очередным этапом триумфальных гастролей и настоящей сенсацией стали, так называемые, концерты-монстры. В Бостоне Штраус дал 14 концертов в спец построенном здании, рассчитанном на 100тыс слушателей. Тысячами исчислялись артисты-музыканты, сотнями исчислялись дирижеры - помощники самого Штрауса. В рамках этого тура тысячная команда музыкантов исполнила знаменитый вальс, который вы сейчас услышите «На прекрасном голубом Дунае».

6 И. Штраус полька Гром и молнии

Казалось бы, за столь грандиозной и концентрированной кульминацией должен последовать неизбежный спад, но только не у И. Штрауса. Вальсов, действительно, стало поменьше. Но только лишь потому, что маэстро посвятил себя новому жанру – оперетте , он давно раздумывал опробовать свои силы в театральной музыке. Штраус, это уникальная фигура, которая имела огромный резонанс и в последующее время. По биографии Штрауса сняты несколько художественных фильмов (в частности фильм «Большой вальс» (1938) получил «Оскар» и в свое время являлся лидером мирового проката); спустя 35лет (в 1972) выходит полнометражный биографический фильм о Штраусе; тогда же вышел фильм «Прощание с Петербургом» (1971) - фильм Яна Фрида, получивший название по одноименному вальсу. КиноЛента рассказывает о павловских сезонах Штрауса и его первой искренней любви. Интерес к творчеству Штрауса проявили и представители театрально-танцевального искусства. На его музыку создано 2 балета «Голубой Дунай» Б. Фенстера, поставленный в Ленинграде в 1956 году, и «Летучая мышь» Р. Пети - для Марсельского балета в 1979. 

7 И. Штраус полька Анна

За последние годы своей жизни Иоганн Штраус, не написавший ни единой печальной мелодии, отдав публике за 50 лет творчества всю свою искрометную энергию и хорошее настроение, остался навечно в памяти слушателей лучезарным королем вальсов, символом беззаботной юности и романтической любви.

Как уже говорилось раннее, у Штрауса было огромное количество поклонниц, он абсолютно не был обделен женским вниманием. Ответной реакцией галантного мужчины стали музыкальные посвящения, которые он сочинял в честь своих поклонниц. Одной из таковых является Полька Анна. 

8 Ж. Оффенбах Увертюра к оперетте Орфей в аду

Немного ранее упоминала о жанре оперетты, который в 19веке был новым и многие композиторы обращались к этому жанру. Но! Лишь одна оперетта 19 века «Орфей в аду» Жака Оффенбаха ставилась 288 раз подряд. Такое удается композитору, чья музыка неистощима по мелодической щедрости, изящности, легкости, за что его собственно обожала публика. Об этом композиторе музыкальные критики без доли стеснения говорят, что это была в высшей степени нервная личность и главным двигателем его успеха стали бесконечная энергия, его талант и твердая вера в любые начинания. Ярким примером его саркастического мышления стала эта оперетта, на сюжет знаменитого мифа. Вы только представьте себе картину, в то время когда с большой пышностью ставят оперу «Орфей и Эвридика» Глюка, все очень серьезно…и тут же Оффенбах, который изображает легендарного Орфея занудливым учителем музыки, который простите пиликает себе на скрипке позабыв о супруге. Поэтому оскорбленная Эвридика уходит туда где весело. А весело в Аду, там где пляшут и резвятся. По задумке автора и Орфей не очень-то печалится уходу супруги, но тут появляется персонаж «Общественное мнение», который выравнивает баланс порядка. Таким образом возвышенный миф превращается в сатирическую сказку. Блистательная 8Увертюра к оперетте «Орфей в аду» украсит наш музыкальный вечер.

9 И. Штраус марш Радецкого

Завершает нашу программу одно из самых популярных сочинений И.Штрауса-ст – это Марш Радецкого. С этим произведением связана замечательная традиция – сопровождать музыку ритмичными аплодисментами и даже притопыванием в такт. Говорят, что эта традиция уходит к первому исполнению, которое произвело на столько сильное впечатление на офицеров, что те в свою очередь, вопреки культивируемой сдержанности стали аплодировать.